Форман, Милош

Форман, Милош
(Forman, Milos)
   Режиссер и сценарист.
   Родился 18 февраля 1932 г. в Часлове (Чехословакия). Родители погибли во время второй мировой войны в концлагерях, и мальчик воспитывался у родственников. С 1950 по 1954 гг. учился в Пражской киношколе на сценарном факультете. С сер. 50-х Форман писал сценарии для кино и принимал участие в создании чешской "Латерны Магики", приобретя там богатый постановочный опыт. В 1963 г. Форман дебютировал как режиссер, автор двух среднеметражньгх лент полудокументального характера, вышедших под общим названием "Конкурс". Первый полнометражный фильм "Черный Петр" (1964) принес ему международную известность (приз на МКФ в Локарно). Обещающий кинематографист оправдывает ожидания следующими своими лентами "Любовные похождения блондинки" (1965) и "Бал пожарников" (1967), который будучи запрещен к показу на родине, был выкуплен французами для международного проката и выдвинут на "Оскара".
   События 1968 года в Чехословакии застали Формана в Париже, откуда он эмигрировал в США. Чешский режиссер, хотя и известный в Европе, не сразу получил возможность постановки в Америке. В 1971 г. всего за 810 тысяч долларов он снял фильм "Отрыв" по сценарию, написанному совместно с Жаном Клодом Карьером (сотрудничавшим с Л. Бунюэлем), историю о том, как добропорядочные родители ищут свою пропавшую 15-летнюю дочь и познают — не без удовольствия — мир соблазнов современной молодежи. Форман назвал "Отрыв" последним своим чешским фильмом, снятым на английском языке. И по теме, и по стилю он был тесно связан с прежними его работами. Это и конфликт поколений, перераставший в трагедию непонимания, и невыдуманная повседневная действительность, и непрофессиональные актеры (в эпизодах появлялись настоящие хиппи), и излюбленный режиссером жанр сатирической комедии. Фильм получился смешным, но в то же время безжалостным по отношению к среднему классу. Язвительный юмор чешского режиссера, не проявившего пиетета к традиционным ценностям, американская публика приняла настороженно, хотя "Отрыв" завоевал Спец. приз на МКФ в Канне.
   Форману понадобилось еще несколько лет узнавания иной жизни, иного менталитета, чтобы сделать в 1975 г. едва ли не лучший свой американский фильм "Кто-то пролетел над гнездом кукушки" (в нашем прокате "Полет над гнездом кукушки"), увенчанный 5 "Оскарами" и прошедший по экранам всего мира. Постановку по бестселлеру К. Кизи режиссеру предложил актер и продюсер Майкл Дуглас. Съемки проходили в настоящей психиатрической лечебнице, и достоверные реалии американской жизни, воспринимались в картине метафорой протавостояния свободного человека подавляющей его общественной системе. Причем эта притчевая сторона еще более остро, как протест против тоталитаризма, воспринималась в социалистических странах. Форман продемонстрировал в этом фильме искусство режиссуры по-американски: его склонность к неспешному фрагментарному сюжетосложению сменила четко выстроенная динамичная история с главным героем — дерзким бунтарем-пациентом, заражавшим своим вольнолюбием других обитателей лечебницы. Впервые Форман почти на все роли привлек профессионалов, а героя сыг рал на пике своих творческих возможностей Джек Николсон. И все же первопричиной страстной энергетики этой картины стало внутреннее совпадение американского материала, соотнесенного с духовной проблематикой движения контркультуры, и глубоко личного отношения режиссера к понятию свободы. Тот же мятежный дух пронизывает фильм "Волосы" — перенесенный на экран в 1979 г. (по мнению критиков, с запозданием) и сюжетно переработанный бродвейский мюзикл, который еще в 1967 г. произвел на Формана неизгладимое впечатление. Хотя антиконформизм хиппи уже не будоражил публику, действо, мастерски снятое оператором Мирославом Ондржичеком (постоянным соавтором Формана, не работавшим с ним только на "Полете над гнездом кукушки"), с музыкой известных зонгов, прекрасной хореографией танцовщицы Туайлы Тэрп, пружинящей энергией массовых сцен антивоенного митинга, увлекало искренним азартом автора, сумевшего воскресить атмосферу опьяненное™ свободой "детей-цветов".
   Приобретя себе имя в США, М. Форман снимает редко, долго вынашивая замыслы и делая лишь то, чем "загорается". За четверть века, минувшую с "Отрыва", он поставил всего семь картин, в основном обращенных в прошлое, и чем дальше эти ленты от современности, тем более они художественно совершенны. "Амадей" (1984, по пьесе П. Шеффера), отмеченный 8 "Оскарами", поражает глубокой трактовкой образов Моцарта и Сальери, которому и отдано право рассказчика в фильме. Чувства и судьбы героев, великолепно сыгранных Т. Халсом и М. Абрахамом, связывает на экране воедино гениальная музыка, воспринимаемая как третье действующее лицо. "Вальмон" (1989), осуществленная давняя мечта Формана экранизировать "Опасные связи" Шодерло де Лакло, несмотря на конкуренцию с постановкой С. Фрирза, наполненной голливудскими знаменитостями, — окрашен французским изяществом, пронизан светом, красотой, формановской ироничностью, что приглушает трагический оттенок финала этого романа в письмах XVIII века. Время действия картин Формана "Рэгтайм"(1981) и "Народ против Ларри Флинта" (1996), погруженных в американскую действительность, — век XX-й. Если в основу первой положен роман Э.Л. Доктороу с главной сюжетной линией борьбы чернокожего музыканта за попранное человеческое достоинство, то вторая лента построена на реальной биографии ныне здравствующего магната, издателя порножурнала "Хастлер" Л. Флинта. Тема свободы, так пронзительно прозвучавшая в "Полете над гнездом кукушки", здесь подана скорее в казуистическом аспекте и драматической противоречивости. "Порнография — цена, которую мы платим за свободу прессы" — утверждает Форман. И этот его тезис претворяется на экране в череде судебных заседаний, где откровенно-непривлекательный Л. Флинт (убедительно исполненный В. Хэррелсоном) с его "грязным" бизнесом все же вырывает победу, играя вместе с адвокатом на незыблемости американской святая святых; демократии и вытекающей из нее свободы слова. Этот фильм Формана, обладатель "Золотого медведя" МКФ в Берлине 1997 г., отличается не столько кинематографическими достоинствами, сколько идеологической остротой и даже эпэтажностью, однако нет в нем ни эмоциональной силы, ни тонкой иронии, свойственных почерку режиссера.
   Милош Форман, чешский эмигрант, поставив несколько выдающихся картин, занял достойное место в американском кино, сохранив при этом самобытность творческой индивидуал ьности.
   Т. Ветрова
   Фильмография:
   ◘ "Конкурс" (Konkurs), 1963;
   ◘ "Черный Петр" (Сегпу Petr), 1964;
   ◘ "Любовные похождения блондинки" (Laski jedne Pbvovlasky), 1965;
   ◘ "Гори, моя барышня" / "Бал пожарников" (Ногу, ma Panenko / The Firemen's Ball), 1967;
   ◘ "Отрыв" (Taking off), 1971;
   ◘ "Кто-то пролетел над гнездом кукушки" (One Hew Over the Cuckoo's Nest), 1975;
   ◘ "Волосы" (Hair), 1979;
   ◘ "Рэгтайм" (Ragtime), 1981;
   ◘ "Амадей" (Amadeus), 1984;
   ◘ "Вальмон" (Valmont), 1989;
   ◘ "Народ против Ларри Флинта" (The People vs Larry Flint), 1996;
   ◘ "Человек на Луне" (The Man on the Moon), 1999
   Сочинения: Форман M. Круговорот. Воспоминания //Иностранная литература. 1995. NN 4-5.
   Библиография: Форман М. "История должна быть рассказана интересно". Инт. М. Брашинский //Искусство кино. 1988. N 8; Комланиченко Г. Среди соблазнов //На перекрестках кино. М. 1993; Карохан Л. Американская история... //Искусство кино. 1988. N 8; Плахов А Народ против Ларри Флинта //Premiere. М. 1997. N 1; Tlrord L. La Lecon de cinema de Milos Forman //Studio 1977. Avril; M. H. Milos Forman la force du destin//Premiere (Fr.). 1987. N 124.

Режиссерская энциклопедия. Кино США. — Научно исследовательский институт киноискусства. М.: Материк. . 2002.

Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "Форман, Милош" в других словарях:

  • Форман Милош — (Forman) (р. 1942), американский кинорежиссёр. Родился в Чехии, где в мягкой манере прямого и ненавязчивого жизненного наблюдения снял фильмы «Чёрный Пётр» (1964), «Любовные похождения блондинки» (1965) и др. С 1967 в США; снятые здесь фильмы… …   Энциклопедический словарь

  • Форман, Милош — Милош Форман Miloš Forman Имя …   Википедия

  • ФОРМАН Милош — ФОРМАН (Forman) Милош (р. 18 февраля 1932), американский режиссер. В годы Второй мировой войны и оккупации Чехословакии потерял родителей в концлагере. Выпускник кинофакультета Пражской ФАМУ академии искусств. С середины 1950 х годов выступает в… …   Энциклопедия кино

  • ФОРМАН Милош — (Forman) (р. 18.2.1932), американский режиссёр, сценарист. Родился в Чехословакии. В кино с середины 50 х гг. С 1967 работает в США. Лента «Отрыв» (1971, премия международного кинофестиваля в Канне) и мьюзикл «Волосы» (1979) выражали настроения… …   Кино: Энциклопедический словарь

  • Форман Милош — …   Википедия

  • Милош — имя, фамилия. Известные носители: Фамилия Милош, Жилберто (род. 1963) бразильский шахматист; гроссмейстер (1988) Милош, Оскар (Oscar Vladislas de Lubicz Milosz; 1877 1939)  французский поэт Милош, Чеслав (Czesław Miłosz; 1911 2004) … …   Википедия

  • Милош Форман — Miloš Forman Имя при рождении: Jan Tomáš Forman Дата рождения: 18 февраля 1932 (77 лет) Место рождения: Часлав, Чехословакия Гражданство …   Википедия

  • Форман — Форман  фамилия. Известные носители: Джордж Форман  американский боксёр профессионал. Майкл Форман (род. 1957) американский астронавт. Милош Форман  чешский и американский кинорежиссёр и сценарист. Тим Форман  басист… …   Википедия

  • ФОРМАН (Forman) Милош — (р. 1932) режиссер, сценарист. Родился в Чехословакии. В 1968 эмигрировал в США. Получил мировую известность после первого фильма Черный Петр , 1963 (Главный приз кинофестиваля в Локарно). В чешский период снимал сатирические комедии, исследуя… …   Большой Энциклопедический словарь

  • ФОРМАН — (Forman) Милош (родился в 1932), кинорежиссер. Его чешские ( Черный Петр , 1964; Любовные похождения блондинки , 1965; Горит, моя барышня... , 1967) и американские ( Полет над гнездом кукушки , 1975; Волосы , 1979; Регтайм , 1981; Амадей , 1984)… …   Современная энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»